Агрессивность
Обычно у детей агрессия выражается и вербально (угрозы, обещания убить, разорвать на кусочки), и в виде физического действия (ребенок кусается, дерется, плюет). Однозначно трактовать подобные выходки детей нельзя. Агрессия может иметь самые разнообразные причины. Однако, если она не следствие психических отклонений, то ее внедрению в поведение малыша обычно способствуют педагогические ошибки взрослых. Чаще всего агрессия свойственна детям, которых подвергают физическим наказаниям или которым часто угрожают на словах. Она становится формой поведения, заимствованной у взрослых.
Сталкиваясь с ответной агрессией малыша, родители, исповедующие заповедь “пожалеешь розгу — испортишь ребенка”, чаще всего склонны бороться с ней путем еще более суровых наказаний и, как правило, добиваются своего. Ребенок перестает поднимать руку на взрослых, покоряется старшим. Ничего хорошего для развивающейся личности эта практика не дает — не исключено, что с возрастом он станет ущербным, боязливым и внутренне недобрым человеком.
Если же родители, впервые столкнувшись с “заимствованной” у них самих агрессией ребенка и осмыслив свои поступки, пытаются бороться с таким поведением малыша иначе, то психологически этот выбор более оправдан и целесообразен. Можно посоветовать для начала, если малыш начал отвечать ударом на удар, обесценить в его глазах вашу прежнюю тактику физических наказаний. Задержите замахивающуюся ручку ребенка и скажите: “Прости меня за то, что я тебя шлепнул, мне очень стыдно, что я не сдержался. Это очень плохо — бить других. Я постараюсь больше никогда этого не делать. Давай вместе избавимся от этой плохой привычки”. Не стыдитесь извиняться перед малышом, если чувствуете себя неправым. Это совсем не роняет родительский авторитет в глазах ребенка. Напротив, очень скоро вы убедитесь сами, что малыш, подражая вам, также будет извиняться в случае необходимости. В кризисном возрасте освоение родительского стиля поведения происходит очень интенсивно.
Агрессия малыша может какое-то время сохраняться. Не шлепайте его, если он вас ударил, однако покажите ему всем своим видом, что вы обижены и огорчены и у вас совершенно нет желания общаться с ним или выполнять его просьбы. Когда ребенок устыдится и станет искать примирения, обязательно пойдите ему навстречу, не укореняйте у него злопамятность длительной обидой, но помните, что ваше охлаждение было вызвано его драчливостью. Покажите малышу, что вы не приемлете подобных действий с его стороны, ведь вы сами с ним больше так не обращаетесь, даже если он вас очень рассердил.
Одновременно обучайте ребенка альтернативным способом выражать свой гнев и недовольство, задайте ему иной, допустимый выход из его агрессии, например: “Если ты рассердился на меня, топни ножкой, я пойму, что ты сердишься”. В раннем детстве первые агрессивные действия детей, если они не заимствованы как способ поведения у взрослых, чаще всего возникают импульсивно, стихийно. Они — как бы естественная оборонительная реакция живого существа на исходящую извне угрозу его благополучию. В 3 года у ребенка вполне можно и даже нужно вырабатывать своеобразные “тормоза” на недопустимые среди людей действия. В то же время не пытайтесь научить его контролировать свое поведение целиком и полностью и за короткий срок. Обучение правилам поведения в 3 года только начинается и займет у вас несколько лет, пока малыш научится сознательно подчиняться социальным нормам.
Сталкиваясь с ответной агрессией малыша, родители, исповедующие заповедь “пожалеешь розгу — испортишь ребенка”, чаще всего склонны бороться с ней путем еще более суровых наказаний и, как правило, добиваются своего. Ребенок перестает поднимать руку на взрослых, покоряется старшим. Ничего хорошего для развивающейся личности эта практика не дает — не исключено, что с возрастом он станет ущербным, боязливым и внутренне недобрым человеком.
Если же родители, впервые столкнувшись с “заимствованной” у них самих агрессией ребенка и осмыслив свои поступки, пытаются бороться с таким поведением малыша иначе, то психологически этот выбор более оправдан и целесообразен. Можно посоветовать для начала, если малыш начал отвечать ударом на удар, обесценить в его глазах вашу прежнюю тактику физических наказаний. Задержите замахивающуюся ручку ребенка и скажите: “Прости меня за то, что я тебя шлепнул, мне очень стыдно, что я не сдержался. Это очень плохо — бить других. Я постараюсь больше никогда этого не делать. Давай вместе избавимся от этой плохой привычки”. Не стыдитесь извиняться перед малышом, если чувствуете себя неправым. Это совсем не роняет родительский авторитет в глазах ребенка. Напротив, очень скоро вы убедитесь сами, что малыш, подражая вам, также будет извиняться в случае необходимости. В кризисном возрасте освоение родительского стиля поведения происходит очень интенсивно.
Агрессия малыша может какое-то время сохраняться. Не шлепайте его, если он вас ударил, однако покажите ему всем своим видом, что вы обижены и огорчены и у вас совершенно нет желания общаться с ним или выполнять его просьбы. Когда ребенок устыдится и станет искать примирения, обязательно пойдите ему навстречу, не укореняйте у него злопамятность длительной обидой, но помните, что ваше охлаждение было вызвано его драчливостью. Покажите малышу, что вы не приемлете подобных действий с его стороны, ведь вы сами с ним больше так не обращаетесь, даже если он вас очень рассердил.
Одновременно обучайте ребенка альтернативным способом выражать свой гнев и недовольство, задайте ему иной, допустимый выход из его агрессии, например: “Если ты рассердился на меня, топни ножкой, я пойму, что ты сердишься”. В раннем детстве первые агрессивные действия детей, если они не заимствованы как способ поведения у взрослых, чаще всего возникают импульсивно, стихийно. Они — как бы естественная оборонительная реакция живого существа на исходящую извне угрозу его благополучию. В 3 года у ребенка вполне можно и даже нужно вырабатывать своеобразные “тормоза” на недопустимые среди людей действия. В то же время не пытайтесь научить его контролировать свое поведение целиком и полностью и за короткий срок. Обучение правилам поведения в 3 года только начинается и займет у вас несколько лет, пока малыш научится сознательно подчиняться социальным нормам.
В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных" родителями детей, посещающих МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 12, дано разрешение на размещение персональных данных детей на официальном сайте МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 12, запреты и условия на обработку персональных данных не установлены.
Персональные данные Пользователей обрабатываются в соответствии с Политикой конфиденциальности
Персональные данные Пользователей обрабатываются в соответствии с Политикой конфиденциальности