Компьютер для ребёнка - друг или враг?
Дошкольный возраст — самый важный период в развитии детской психики.
Конечно, фундамент будущей личности закладывается в ребенке еще в первые два-три года его жизни, но именно с трех до шести лет формируются и прорисовываются уже определенные ее черты. Все, чем живет ребенок-дошкольник, что он видит и слышит, он впитывает как губка.
Сегодняшних детей в шутку и всерьез называют «вундеркиндами» или «индиго». Когда взрослый человек, которому в силу профессии необходимо осваивать компьютер, не знает, как к нему подступиться и боится нажать даже кнопку, малыши-дошкольники через день-два уже вовсю разбираются в настройках системы и уже с удовольствием играют в компьютерные игры.
Конечно, поначалу родители даже не могут нарадоваться тому, что их непоседливое чадо наконец-то угомонилось и теперь постоянно дома, под присмотром. Но уже через неделю-две былую радость сменяет тревога: малыша просто невозможно оторвать от компьютера…
При условии соблюдения правил пользования компьютером для детей компьютерные игры несут в себе немало полезного для малышей дошкольного возраста. Ведь, когда ребенок приходит в школу, у него уже должны быть хорошо развиты такие познавательные процессы, как память, мышление, логика и внимание.
Школьная программа не развивает их, лишь только тренирует уже развитые некоторые свойства мышления – и все. Поэтому сегодня так модно стало основательно готовить кроху к школе уже в возрасте 4-5 лет — ведь это действительно целесообразно.
Но ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста — игра, и именно в игровых условиях он активно развивается и схватывает новую информацию на лету. А компьютерные игры, по заверениям современных психологов, — это прекрасный тренажер для визуальной и слуховой памяти (кратковременной и долговременной), пространственного мышления, внимания, фантазии, логики и стратегии.
Детки, которые хотя бы раз в день играли дома в хорошие, познавательные компьютерные игры, оказываются более подготовленными к школе психологически и эмоционально. Ведь, учась преодолевать трудности в виртуальной реальности, борясь с врагами и завоевывая дружбу «хороших» героев, они без страха и стеснения заводят новые контакты, прекрасно вливаются в новый коллектив, самостоятельно решают проблемы.
Разрешать играть в компьютерные игры малышу можно уже с 3-х лет. До этого у него активно развивается сфера отношений с людьми, и лучше для него в этот период больше общаться со сверстниками, играя с ними во дворе или посещая специальные развивающие занятия для самых маленьких. А уже с 3-4-х лет понемногу можно показывать малышу простые логические компьютерные игры, или, например, веселые уроки в виде игры по изучению английского.
Но компьютерные игры могут нанести вред нежной психике дошколенка, если использовать их неконтролируемо или даже сделать их них какой-то культ, наказывая ими или поощряя. Поэтому, чтобы извлечь только плюсы от увлечения ребенка виртуальными играми, необходимо соблюдать правила пользования компьютером для детей.
Уже с первого дня появления компьютера в доме важно предпринять такие шаги:
Шаг 1. Установка регламента
Самое главное — установить четкий регламент пребывания дошкольника за компьютером. Полностью запрещать его не стоит — малыш, если не сейчас, так в будущем найдет, как и где ему поиграть, только для этого ему придется обманывать родителей.
Поэтому лучше выделить в день два часа (не меньше) на игры на компьютере и не только следить за тем, чтобы малыш придерживался режима, но и учить этому его самого. Например, ставить таймер или будильник возле него, который будет пиликать за десять минут до окончания отведенного времени.
Этого достаточно, чтобы ребенок спокойно закончил играть, «сохранился» и выключил компьютер. И это намного лучше, нежели неожиданно дергать его и приказывать «выходить» из игры, когда он на самом интересном месте. В этом случае истерики и капризов не избежать.
Шаг 2. Смена приоритета
Нельзя наказывать или поощрять малыша временем для игр на компьютере. Конечно, такой прием очень действенен, и любой ребенок готов быть самым «шелковым», лишь бы у него не отобрали любимый компьютер.
Но вреда от этого метода намного больше, чем пользы. Ведь такими действиями родители попросту делают компьютер чем-то сверхценным, очень желанным, концентрируют на нем все внимание.
Психологи советуют относиться к компьютеру как к чему-то нейтральному, малозначащему, и учить такому отношению малыша.
Шаг 3. Совместный подбор игр
Все игры лучше подбирать вместе с малышом и обязательно прислушиваться к его мнению. Но при покупке игры не лишним будет узнать, для какого она возраста все-таки предназначена и нет ли в ней жестоких сцен, например, убийства или насилия.
Для этого можно найти нужную информацию в Интернете или, на крайний случай, посоветоваться с более старшим соседом-подростком.
Шаг 4. Родительский контроль
Если к компьютеру подведен интернет, то лучше с самого начала заказать специалисту установку так называемого «родительского контроля», который не позволит заходить малышу на запретные сайты, да и вообще будет протоколировать все его действия на компьютере.
Шаг 5. Достойная замена
В благополучных, счастливых семьях ребенок никогда не становится зависимым от компьютерных игр. Полностью поглощаются виртуальной жизнью и заменяют ей реальную только несчастные дети.
Ведь там, в игре, они — герои, там на них никто не кричит и никто над ними не смеется. Поэтому, если малыш уж слишком увлечен виртуальной жизнью, лучше подумать о совместном отдыхе с семьей, вечерних прогулках и даже небольших интересных поездках.
Родителям дошкольника важно понять, что компьютерные технологии играют огромную роль не только в жизни современных взрослых, но и детей. Сегодня даже в детсадах дети хвастают не новой игрушкой, а опытом в компьютерных играх — таковы реалии современной жизни.
И бороться против компьютера не стоит — его лучше сделать другом и помощником.
Конечно, фундамент будущей личности закладывается в ребенке еще в первые два-три года его жизни, но именно с трех до шести лет формируются и прорисовываются уже определенные ее черты. Все, чем живет ребенок-дошкольник, что он видит и слышит, он впитывает как губка.
Сегодняшних детей в шутку и всерьез называют «вундеркиндами» или «индиго». Когда взрослый человек, которому в силу профессии необходимо осваивать компьютер, не знает, как к нему подступиться и боится нажать даже кнопку, малыши-дошкольники через день-два уже вовсю разбираются в настройках системы и уже с удовольствием играют в компьютерные игры.
Конечно, поначалу родители даже не могут нарадоваться тому, что их непоседливое чадо наконец-то угомонилось и теперь постоянно дома, под присмотром. Но уже через неделю-две былую радость сменяет тревога: малыша просто невозможно оторвать от компьютера…
При условии соблюдения правил пользования компьютером для детей компьютерные игры несут в себе немало полезного для малышей дошкольного возраста. Ведь, когда ребенок приходит в школу, у него уже должны быть хорошо развиты такие познавательные процессы, как память, мышление, логика и внимание.
Школьная программа не развивает их, лишь только тренирует уже развитые некоторые свойства мышления – и все. Поэтому сегодня так модно стало основательно готовить кроху к школе уже в возрасте 4-5 лет — ведь это действительно целесообразно.
Но ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста — игра, и именно в игровых условиях он активно развивается и схватывает новую информацию на лету. А компьютерные игры, по заверениям современных психологов, — это прекрасный тренажер для визуальной и слуховой памяти (кратковременной и долговременной), пространственного мышления, внимания, фантазии, логики и стратегии.
Детки, которые хотя бы раз в день играли дома в хорошие, познавательные компьютерные игры, оказываются более подготовленными к школе психологически и эмоционально. Ведь, учась преодолевать трудности в виртуальной реальности, борясь с врагами и завоевывая дружбу «хороших» героев, они без страха и стеснения заводят новые контакты, прекрасно вливаются в новый коллектив, самостоятельно решают проблемы.
Разрешать играть в компьютерные игры малышу можно уже с 3-х лет. До этого у него активно развивается сфера отношений с людьми, и лучше для него в этот период больше общаться со сверстниками, играя с ними во дворе или посещая специальные развивающие занятия для самых маленьких. А уже с 3-4-х лет понемногу можно показывать малышу простые логические компьютерные игры, или, например, веселые уроки в виде игры по изучению английского.
Но компьютерные игры могут нанести вред нежной психике дошколенка, если использовать их неконтролируемо или даже сделать их них какой-то культ, наказывая ими или поощряя. Поэтому, чтобы извлечь только плюсы от увлечения ребенка виртуальными играми, необходимо соблюдать правила пользования компьютером для детей.
Уже с первого дня появления компьютера в доме важно предпринять такие шаги:
Шаг 1. Установка регламента
Самое главное — установить четкий регламент пребывания дошкольника за компьютером. Полностью запрещать его не стоит — малыш, если не сейчас, так в будущем найдет, как и где ему поиграть, только для этого ему придется обманывать родителей.
Поэтому лучше выделить в день два часа (не меньше) на игры на компьютере и не только следить за тем, чтобы малыш придерживался режима, но и учить этому его самого. Например, ставить таймер или будильник возле него, который будет пиликать за десять минут до окончания отведенного времени.
Этого достаточно, чтобы ребенок спокойно закончил играть, «сохранился» и выключил компьютер. И это намного лучше, нежели неожиданно дергать его и приказывать «выходить» из игры, когда он на самом интересном месте. В этом случае истерики и капризов не избежать.
Шаг 2. Смена приоритета
Нельзя наказывать или поощрять малыша временем для игр на компьютере. Конечно, такой прием очень действенен, и любой ребенок готов быть самым «шелковым», лишь бы у него не отобрали любимый компьютер.
Но вреда от этого метода намного больше, чем пользы. Ведь такими действиями родители попросту делают компьютер чем-то сверхценным, очень желанным, концентрируют на нем все внимание.
Психологи советуют относиться к компьютеру как к чему-то нейтральному, малозначащему, и учить такому отношению малыша.
Шаг 3. Совместный подбор игр
Все игры лучше подбирать вместе с малышом и обязательно прислушиваться к его мнению. Но при покупке игры не лишним будет узнать, для какого она возраста все-таки предназначена и нет ли в ней жестоких сцен, например, убийства или насилия.
Для этого можно найти нужную информацию в Интернете или, на крайний случай, посоветоваться с более старшим соседом-подростком.
Шаг 4. Родительский контроль
Если к компьютеру подведен интернет, то лучше с самого начала заказать специалисту установку так называемого «родительского контроля», который не позволит заходить малышу на запретные сайты, да и вообще будет протоколировать все его действия на компьютере.
Шаг 5. Достойная замена
В благополучных, счастливых семьях ребенок никогда не становится зависимым от компьютерных игр. Полностью поглощаются виртуальной жизнью и заменяют ей реальную только несчастные дети.
Ведь там, в игре, они — герои, там на них никто не кричит и никто над ними не смеется. Поэтому, если малыш уж слишком увлечен виртуальной жизнью, лучше подумать о совместном отдыхе с семьей, вечерних прогулках и даже небольших интересных поездках.
Родителям дошкольника важно понять, что компьютерные технологии играют огромную роль не только в жизни современных взрослых, но и детей. Сегодня даже в детсадах дети хвастают не новой игрушкой, а опытом в компьютерных играх — таковы реалии современной жизни.
И бороться против компьютера не стоит — его лучше сделать другом и помощником.
В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных" родителями детей, посещающих МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 12, дано разрешение на размещение персональных данных детей на официальном сайте МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 12, запреты и условия на обработку персональных данных не установлены.
Персональные данные Пользователей обрабатываются в соответствии с Политикой конфиденциальности
Персональные данные Пользователей обрабатываются в соответствии с Политикой конфиденциальности